Полезности


Полезные памятки

Для самообразования полезно научиться применять универсальные способы и приёмы работы с информацией, которые можно сформулировать в виде полезных памяток.


Как работать с научным текстом
(параграф учебника, учебная статья) 


1. До чтения текста
  • прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;
  • поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить;
  • попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;
  • попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
2. Во время чтения текста
  • находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;
  • ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы;
  • отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;
  • выделяйте новые термины и определения;
  • выясните, как новые термины связаны с известными;
  • прокомментируйте приведённые примеры;
  • подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца;
  • уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
3. После чтения текста
  • поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;
  • приведите свои примеры и прокомментируйте их;
  • представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;
  • составьте план текста и перескажите его по плану.

Составление вопросного плана

Этот приём смыслового чтения помогает научиться определять логическую цепочку основных мыслей текста.
  • внимательно прочитать текст;
  • выделить главные мысли текста;
  • проверить, как они соотносятся между собой;
  • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
  • определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
  • сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
  • прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий